Детская городская поликлиника № 32
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы
Врач-отоларинголог Гончарова М.Г.
Слух играет очень важную роль в жизни человека, а ребенка – особенно. Слух помогает ребенку адаптироваться в окружающей обстановке, способствует его общению, правильному формированию речи. Если ребенок недослышит, и него развивается тугоухость, то это сказывается на его общем развитии, на психоэмоциональном развитии, характерологических особенностях. И, что самое главное, на правильном формировании речи.
Почему же развивается тугоухость. Виды тугоухости.
В настоящее время выделяют две основные группы нарушений слуха.
Первая группа – это так называемая нейросенсорная тугоухость, когда в основе нарушений слуха лежит нарушение звуковосприятия. В этом случае патологический процесс локализуется во внутреннем ухе – в улитке, – и нарушается нормальное функционирование волосковых клеток. Причиной этого могут быть различные сосудистые заболевания, повышение внутричерепного давления, родовая травма, прием ототоксических препаратов. Но большой процент случаев нейросенсорной тугоухости так и остается с невыясненной причиной, и мы говорим о так называемой идиопатической, или врожденной, нейросенсорной тугоухости.
Вторая группа – это так называемая кондуктивная тугоухость, или нарушение звукопроведения. Это более часто встречающийся вид тугоухости, он имеет более доброкачественное течение и лучше поддается лечению. В этом случае патологический процесс поражает различные элементы наружного и среднего уха, которые участвуют в проведении звуковой волны: это ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка, система слуховых косточек, слуховая труба и барабанная полость.
В каких случаях можно заподозрить, что ребенок недослышит или у ребенка развивается та или иная форма тугоухости?
Прежде всего, если ребенок маленький, следует обратить внимание на то, как ребенок реагирует на обращенную к нему речь, звуки, не жалуется ли на дискомфорт в ушах. Особенно сложно это бывает у маленьких детей, у новорожденных. Но здесь очень важно обратить внимание, слышит ли он обращенную к нему речь, как он реагирует на громкие звуки. Иногда можно самим проверить реакцию ребенка на громкий звук, потому как в норме, услышав какой-то резкий, громкий звук, ребенок обязательно на него реагирует либо поворотом головы, либо еще какими-то двигательными или эмоциональными реакциями. В том случае, если у родителей новорожденного ребенка возникает какое-то подозрение на его неправильную или, как им кажется, не совсем адекватную реакцию на звуковые раздражители, им нужно обязательно обратиться к отоларингологу для того чтобы проверить слух.
У более старших детей тугоухость можно заподозрить, когда мы замечаем, что ребенок плохо говорит – либо у него долго не формируется нормальная, понятная взрослому человеку, речь, либо ребенок просто долгое время не разговаривает, используя для объяснения жесты, звуки и какие-то другие средства общения. В этом случае тоже следует обязательно обратиться к отоларингологу для проведения специального обследования.
Еще одним важным моментом, на который родители могут обратить внимание является то, что ребенок переспрашивает. При этом какие-то разовые переспрашивания не являются патологией, потому что могут быть связаны с какими-то характерологическими особенностями, нежеланием ребенка выполнять какие-то задания, которые даются родителями. А вот в том случае, если ребенок регулярно, навязчиво переспрашивает, стоит обратить на это внимание и обратиться к отоларингологу, чтобы проверить слух.
Немного иная ситуация – если ребенок вообще не реагирует на обращенную к нему речь, когда он играет или занят какими-то другими своими делами. Это чаще всего бывает связано с какими-то психоэмоциональными особенностями ребенка, характерологическими его особенностями и не всегда связано с нарушением слуха.
Чем неудобны для родителей проблемы тугоухости
Нарушения слуха – это, прежде всего, неправильное формирование или задержка правильного развития речевой функции, и это, наверное, в детском возрасте самое важное. Кроме того, очень важно бывает вовремя диагностировать нарушения слуха и оценить вид тугоухости, ее степень и срочно начать проведение каких-то лечебных мероприятий, потому что слух – это не только сам орган слуха, это еще и определенное представительство в коре головного мозга. И вот в том случае, если у ребенка не сформирована слуховая функция, и он длительное время недослышит, то эта область мозга, которая отвечает за слух, постепенно уменьшается в размере и атрофируется. То есть ребенок постепенно теряет способность понимать слышимую речь. И даже если потом скорректировать саму тугоухость, то ребенок будет слышать звук, но по причине патологии в коре головного мозга он может не понимать, и все равно субъективно это будет достаточно выраженная степень тугоухости.
Как решать проблемы тугоухости?
Не останавливаясь на нейросенсорной тугоухости, так как это отдельный, очень серьезный вид тугоухости, обычно очень выраженный, который требует серьезного обследования и – при подтверждении этой формы – обязательного слухопротезирования, несмотря на возраст ребенка. Причем, чем раньше будет выполнено слухопротезирование, тем лучше. Поговорим о более часто встречающейся форме тугоухости – так называемой кондуктивной тугоухости. При кондуктивной тугоухости очень часты патологические состояния, которые встречаются у детей. Многие, наверное, обращали внимание на то, что на фоне респираторной инфекции или на фоне длительного насморка ребенок может недослышать или начинать переспрашивать. После перенесенного острого среднего отита тоже может нарушаться слух, и ребенок начинает переспрашивать, но в процессе выздоровления слух постепенно нормализуется. И вот такое «плавающее» изменение слуха имеет очень важный диагностический и прогностический признак.
Остановимся еще раз на том, почему же ребенок переспрашивает. Переспрашивать он может потому, что что-то мешает ему слышать. Начнем с самого простого – это может быть либо серная пробка, либо какое-то инородное тело, которое находится в слуховом проходе и при удалении которого полностью нормализуется слух.
Более сложное – это когда патология локализуется в среднем ухе. Например, на фоне длительных насморков может быть утолщение или втяжение барабанной перепонки. Она при этом теряет свою эластичность, и под действием звуковой волны неправильно или не совсем адекватно двигается, из-за чего и развивается нарушение слуха. Следующая стадия процесса – повышение давления в барабанной полости из-за нарушений функции слуховой трубы, влекущее за собой снижение подвижности барабанной перепонки. Эту ситуацию многие из нас наблюдали во время острого насморка – когда у нас сильно заложен нос, и появляется заложенность ушей. Следующая стадия процесса – длительное нарушение функции слуховой трубы на фоне длительного нарушения носового дыхания, вследствие чего в барабанной полости скапливается жидкость, которая мешает нормальному, адекватному движению барабанной перепонки и движению цепи слуховых косточек. В этом случае тоже возникает нарушение слуха.
Следующее, более тяжелое проявление кондуктивной тугоухости – когда в барабанной полости, на фоне либо рецидивирующих отитов, либо длительного нарушения носового дыхания скапливается жидкость и развивается рубцовый процесс, который уже прочно нарушает подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек.
Что нужно делать в случае нарушения слуха.
Если родители заподозрили у ребенка какое-то нарушение слуха, очень важно в этом случае обязательно обратиться к отоларингологу для проведения специального обследования. Дети, особенно маленькие, могут сами не обращать внимания и не жаловаться на нарушения слуха, поэтому стандартный метод проверки слуха с помощью разговорной и шепотной речи в данном случае малоэффективен. Здесь необходимо проведение инструментальных методов исследования, таких как тимпанометрия и аудиометрия. В случае если ребенок – маленький, возможно проведение игровой аудиометрии. Только в этом случае возможно правильное и своевременное выявление той или иной степени тугоухости.
Еще раз хотим обратить внимание родителей, что нельзя оставлять без внимания такие симптомы как навязчивое переспрашивание, ощущение дискомфорта в ушах и даже такие временные нарушения слуха, которые родители могут наблюдать при хроническом или затянувшемся насморке.
Последствия запущенной тугоухости
Если не обращать внимания на какое-то нарушение слуха, к чему это может привести? К хроническому отиту и прогрессированию тугоухости. И если в самом начале заболевания еще можно что-то изменить и процесс может быть обратимым, то при длительном течении заболевания (а у детей даже полгода можно считать длительным течением заболевания) возможно, что уже помогут только различные виды хирургического лечения. И еще раз обращаем внимание, что если мы не заметили вовремя и не провели лечение тугоухости, то это, прежде всего, сказывается на формировании речи. И дальше - если это уже более взрослый ребенок - это сказывается на его способности читать, на его грамотности и целом ряде психоэмоциональных и характерологических особенностей ребенка.
Существует ли взаимосвязь носового дыхания и слуха?
Да, конечно. Особенно, когда мы говорим о кондуктивной тугоухости, поскольку, как мы уже говорили, в основе кондуктивной тугоухости лежит нарушение в среднем ухе, а среднее ухо посредством слуховой трубы сообщается с полостью носа. Нарушение функции слуховой трубы ведет к нарушению подвижности барабанной перепонки, скоплению экссудата в барабанной полости, нарушению подвижности цепи слуховых косточек. Поэтому в начальной стадии заболевания, если мы нормализуем функцию носового дыхания, тем самым нормализовав функцию слуховой трубы, то мы сможем решить проблему кондуктивной тугоухости. Специально обращаю внимание на то, что это возможно сделать только при самом раннем выявлении тугоухости.
Если в барабанной полости формируется какой бы то ни было рубцовый процесс, здесь возможно только хирургическое лечение.
Как быстро можно справиться с проблемой при правильно выбранной тактике лечения?
Здесь, опять же, все зависит от стадии процесса. Если процесс диагностирован и «пойман» в самом начале заболевания, на стадии тубоотита (в крайнем случае, на стадии экссудативного отита), то здесь все мероприятия направлены на восстановление носового дыхания (решение вопроса частых насморков, решение проблемы дисфункции слуховой трубы, нормализация функции глоточной миндалины). В этом случае можно достаточно быстро решить проблему кондуктивной тугоухости.
Обращаем внимание, что если мы своевременно диагностировали и начали лечение, то эффективность его будет достаточно высокой, поскольку компенсаторные и репаративные способности у детей – значительно больше, чем у взрослых.
Почему требуется нормализовать ребенку функцию дыхания при тугоухости?
Возвращаемся к тому, что причиной тугоухости может являться неправильное функционирование слуховой трубы. Если ребенок начинает правильно дышать носом, то уходит отек слизистой оболочки слуховой трубы, уходит отек слизистой оболочки полости носа, восстанавливается нормальная вентиляция среднего уха и устраняется причина, которая привела к нарушению слуха.
Почему нормализация функции дыхания – это то, с чего имеет смысл начинать лечение кондуктивной тугоухости у детей? Потому, что это метод, который помогает устранить причину, а не следствие. И мы воздействуем на основу, на причину заболевания. Причем в этом случае мы действуем очень физиологично, потому что именно за счет резервов организма мы восстанавливаем носовое дыхание, восстанавливаем функцию слуховой трубы. Здесь, возможно, мы получим не столь быстрый эффект, как, например, при использовании сосудосуживающих препаратов, но результат в этом случае будет стойким. Обязательно присоединяем комплекс упражнений, направленный на восстановление функции слуховой трубы.
Хотим обратить внимание на то, что все, о чем мы сейчас говорили, касается кондуктивной тугоухости, то есть когда ребенок недослышит по причине нарушений функции звукопроведения. Если у ребенка диагностирована нейросенсорная тугоухость, в этом случае он нуждается в обследовании специализированном учреждении. Здесь необходимо обследование функции внутреннего уха, оценка состояния нервной системы и, впоследствии, слухопротезирование или другие виды хирургического лечения.
Задать вопрос